Дело в том, что они живые
Наши общие усилия BiKiNiKa.Com.Ua
Даже у людей, увлекающихся цветоводством, отношение к растениям может быть очень разным, порой просто полярным. Одни считают комнатные цветы полноценными «соседями», членами семьи и даже друзьями, другие — всего лишь эффектным материалом для декорирования недостаточно привлекательных мест в квартире. Так что же или кто они, наши комнатные растения, — предметы интерьера или живые организмы?
Я думаю, к моменту прочтения этой книги у вас уже сформировался собственный ответ на этот вопрос, и всех своих читателей мне придется разделить на две группы: тех, для кого растения — живые существа со всеми вытекающими отсюда психологическими нюансами, и тех, кто считает растения лишь украшением жизни, не догадываясь об их истинной природе. Вы уже поняли, к какой категории отношу себя я сама?
Даже признавая некоторую «одушевленность» цветов, многие считают их существами «низшего порядка».
Но деление творений Природы на «низшие» и «высшие» формы — это продукт исключительно нашего разума, сама Природа не делает таких различий, в ней все взаимосвязано, все элементы гармонично вплетены в единую систему, называемую биологической жизнью.
Растения существовали на нашей планете задолго до появления человека. Самые ранние остатки вымерших организмов найдены в породах, имеющих возраст 3,8 миллиарда лет. Первыми обитателями Земли были бактерии-анаэробы, не использовавшие для дыхания кислород, поскольку его еще не было в атмосфере.
Ученые считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях. Первые простейшие одноклеточные водоросли и грибы появились около двух миллиардов лет назад.
Их остатки найдены в отложениях протерозойской эры на территории Гренландии и Канады.
В то же время появились и первые многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление и растений и животных, было тесно связано с процессом фотосинтеза.
Комнатные растения — термин искусственный, «комнатными» они стали исключительно по нашей воле. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, зачем мы вырываем их из привычной среды обитания и насильно поселяем возле себя?
И почему они так великодушно и щедро соглашаются сменить свою привольную жизнь на существование в тесном горшке?
И если с нашим желанием иметь рядом частицу живой красоты природы все более или менее ясно, то как быть с ними — хрупкими и невероятно стойкими, возможно, не обладающими столь же широким эмоциональным спектром, что и мы, но, несомненно, более терпимыми и бескорыстными? Наверное, никому из нас не дано почувствовать мир так, как его ощущает растение.
Но можно на основе экспериментов некоторых смелых и лишенных предубежденности исследователей утверждать, что представители царства Флоры обладают собственной эмоциональной и даже духовной жизнью. Проникнув в эту жизнь, ощутив ее изнутри, вероятно, мы стали бы значительно богаче и мудрее.
«В чем суть цветка?
И можно ли добраться до нее, обрывая лепестки, один за другим?
» — писал Владимир Леви, известный врач-психотерапевт, автор множества прекрасных книг по психологии.
И хотя сказана эта фраза не совсем о цветах, точнее, совсем не о цветах, она очень точно передает смысл непостижимости чего-либо путем простого «отрывания лепестков». Датой рождения фитопсихологии (психологии растений) можно считать 2 февраля 1966 года, когда американский специалист по полиграфам Клив Бакстер подсоединил к листьям комнатного растения электроды детектора лжи. По некоторым источникам, этим растением была драцена масенджиана.
Опыты Бакстера многократно описаны в прессе, и я не буду рассказывать о них подробно, скажу только, что этот исследователь случайно обнаружил, что растения имеют высокоуровневую эмоциональную активность, которая подобна аналогичным процессам у людей.
Бакстера так потрясло это открытие, что он посвятил всю свою дальнейшую жизнь опытам с растениями и опубликовал ряд трудов, этой теме посвященных. Впрочем, большинство приверженцев академической науки весьма скептически отнеслись к выводам Бакстера.
И по сей день его исследования вызывают у серьезных ученых негативную реакцию или улыбку (в зависимости от характера последних).
Однако у Бакстера оказалось довольно много последователей, в том числе и в нашей стране. Сотрудники кафедры физиологии растений при Московской сельскохозяйственной академии им. К. А.Тимирязева в 70-х годах прошлого столетия не только успешно повторили опыты американского первооткрывателя, но и пошли еще дальше, установив, что растения имеют тесную взаимосвязь друг с другом и способны устанавливать такую связь с человеком.
Невероятные явления растительного мира, потрясшие ученых, нашли отражение в конце 1972 года в книге известного писателя Владимира Солоухина «Трава». Там есть такие слова: «Надо ухаживать за ними еще лучше.
Надо подходить к ним не между делом и в спешке, а с любовью, надо их ласкать и жалеть, надо подходить к ним в хорошем настроении.
Дело в том… короче говоря, дело в том, что они живые!» Многие любители комнатных растений сочтут эту тему просто излишней, настолько очевиден для них факт наличия у растений внутреннего мира, эмоций, а может, даже и разума.
Все мы не раз сталкивались с тем, как чутко реагируют растения не на механический уход, а на внимание и любовь своих хозяев. Но и поныне находятся скептики, придерживающиеся той точки зрения, что «трава — она трава и есть».
Я не стану их разубеждать. Тем, кто не признает существование у растений каких-либо чувств, считает их неживыми предметами, элементами декора, цветы прощают это заблуждение, оставаясь неизменными прекрасными спутниками жизни.
В этом они разительно отличаются от нас, людей, и, думается мне, — в лучшую сторону.