Как они пришли в наш дом
Наши общие усилия BiKiNiKa.Com.Ua
Комнатные растения так прочно вошли в нашу жизнь, что трудно уже представить себе дом без привычных горшков на подоконнике, офис без неизменного фикуса в кадке или холл общественного учреждения без композиции из нескольких таких «фикусов». Многие ласково именуют их «домашними» (видимо, по аналогии с домашними животными), не задумываясь о том, что «приручение» растений состоялось сравнительно недавно. Впрочем, в какой-то мере историю комнатных растений можно начинать еще с Древнего Египта, где цветы высаживались в просторные кадки и украшали жилища и общественные здания.
На древнеегипетских изображениях, датируемых более чем тысячелетием до нашей эры, хорошо различимы маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Но эти растения еще не были в полной мере «комнатными», хотя, пожалуй, могли уже считаться «домашними».
Сейчас нам, в любом цветочном магазине покупающим тропических экзотов, родившихся и выросших в горшках, трудно вообразить, какой огромный путь лежит между первым привезенным из далеких земель ростком и нынешним огромным ассортиментом. Эпоха великих географических открытий, начавшаяся в истории человечества в XV веке, стала весьма значительным этапом и во взаимоотношениях человека с растениями.
Путешественники из Европы, покоряя новые земли, были потрясены красотой и многообразием тропических растений. Семена, черенки, листочки и растения целиком вывозились на родину, где их, из-за невозможности адаптировать к более суровому климату, выращивали в помещениях.
Именно таким образом в Старом Свете и появилось большинство комнатных растений.
Эти растения тут стали предметом гордости, символом роскоши и престижа.
Их холили, лелеяли и берегли не ради «общения» с ними, а исключительно в качестве «диковинок», призванных поражать гостей и служить атрибутом исключительности хозяев. Впрочем, по мере распространения комнатных растений и приобретения опыта ухода за ними вырванные из привычной среды обитания экзоты перестали быть чем-то необычным и прочно обрели новую форму жизни в доме человека.
Говоря об истории комнатных растений, невозможно не упомянуть зимние сады. Устройство первого «настоящего» зимнего сада приписывают Альберту Магнусу, философу, теологу и ученому, жившему в XIII веке.
Мне не удалось найти достоверных сведений о подобном проекте Альберта Великого, но, несомненно, этот человек достоин упоминания в связи с растениями, поскольку он был выдающимся для своего времени ботаником, автором научного труда De vegetalibus et plantis («О растениях»).
В честь Альберта Великого даже назван род африканских деревьев с красивыми трубчатыми цветками из семейства Мареновые — Альберта (Alberta). Прообразами зимних садов в Европе XVI столетия стали так называемые «дома померанцев».
Это были теплицы, в которых выращивались экзотические растения и плоды, в первую очередь апельсины (по-французски orange), откуда и пошло название «оранжерея».
Первые оранжереи были построены в Ботаническом саду Лейдена в 1599 году, в 1646 году они появились в Ренте и Амстердаме, в 1714 — в Париже.
Одновременно с парижской появилась и первая русская оранжерея, построенная по инициативе Петра I в Петербурге в Летнем саду. В XVIII веке многие знатные семьи обеспечивали себя экзотическими фруктами и овощами за счет оранжерей при своих городских и загородных усадьбах.
Размах оранжерейного дела тех времен способен и сегодня вызвать завистливое изумление.
В XIX веке городские усадьбы уступили место особнякам, и растения стали по-настоящему «комнатными», переместившись внутрь жилых помещений. В России в этот период уже были широко известны такие комнатные растения, как пальмы, фикус, абелия, гибикус китайский, монстера, пеларгония, различные цитрусовые.
Невероятно важным для комнатного цветоводства оказалось открытие англичанина Н. Уорда, который заметил, что в небольшой стеклянной камере, по причине высокой влажности воздуха, даже нежные папоротники чувствуют себя вполне удовлетворительно.
В 1834 году Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который устанавливали на палубе корабля. Растениям требовалось меньше полива, и они были защищены от соленых брызг.
Теперь, благодаря приспособлениям, вошедшим в историю под названием «ящики Уорда», в Европу без потерь можно было привозить нежные тропические растения: папоротники, орхидеи, бромелиевые.
Это изобретение позволило не только увеличить приток экзотических растений в страны Старого Света, но и расширить их ассортимент за счет более прихотливых культур. В наши дни производство комнатных растений — целая отрасль цветоводства.
С одной стороны, мы теперь имеем возможность без особых трудов приобрести практически любой комнатный цветок, с другой — полностью утрачен ореол романтики и новизны, окружавший эти растения в минувшие столетия. Став расхожим товаром, выходцы из тропиков, некогда поражавшие воображение людей, теперь скромно занимают место «в уголке» нашей жизни.
Но и здесь они незаметно выполняют свою великую роль…