Красота печали
Наши общие усилия BiKiNiKa.Com.Ua
Раз уж мы заговорили о смысле, невозможно не затронуть еще одну тему, касающуюся комнатных растений. Среди цветоводов-любителей встречаются поклонники бонсай, и об этом виде обитателей наших домов мне хочется поговорить отдельно.
Искусство выращивания миниатюрных деревьев, пришедшее к нам с Востока, стало весьма популярным, но, как и все привнесенное из другой культуры, утратило часть своего глубокого смысла. Поэтому, прежде чем приобрести «вон то корявенькое деревце» в садовом центре, давайте познакомимся с историей бонсай и попытаемся осмыслить неочевидную сторону его красоты.
Много сказано о различии художественных традиций восточной и западной культур. Одна из наиболее интересных аналогий связана с особенностями функционирования человеческого мозга.
Наш мозг делится на два полушария и точно так же, как Земля, имеет свой «восток» и свой «запад».
Правое полушарие воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками, а левое переводит это восприятие в логические формы. Логический ум играет важную роль в познании мира, но иногда он похож на пустыню.
А ум созерцающий напоминает сад, где распускаются удивительные цветы и поют диковинные птицы. Бонсай — это в первую очередь произведение ума созерцающего.
Увидеть, постичь суть красоты природы, а затем воплотить ее совершенство в одном-единственном деревце — вот сущность искусства бонсай. Настоящие мастера бонсай могут создать образ мощного тысячелетнего дерева, сформировать пейзаж заросшего леса, гор и ущелий, морского берега, получая на кусочке земли миниатюрную копию естественной красоты природы.
Слово «бонсай» в буквальном переводе с японского означает «растение в плошке».
Это японский феномен с китайскими «корнями».
Китайцы впервые стали выращивать миниатюрные деревца на рубеже нашей эры. Позднее вместе с буддизмом этот «отросток» китайской культуры проник в Японию, где он не только прижился, но и достиг невиданных высот, превратившись в утонченное искусство.
В связи с изолированностью японской культуры остальной мир почти ничего не знал про бонсай до второй половины XIX века. Одна из самых важных характеристик бонсай — его возраст.
Однако этот параметр бывает достаточно условным.
Среди знатоков даже бытует понятие «возраст на вид», которое часто важнее для оценки дерева, чем реальное число прожитых им лет. Умение «состарить» бонсай, придать ему черты «давно живущего» дерева — неотъемлемая часть мастерства приверженцев данного искусства. Поверьте, просто купив готовый бонсай и поставив его в комнате, вы не приобретете и сотой доли того, что это деревце может вам дать, если вы займетесь его выращиванием со всей серьезностью.
Конечно, для того чтобы заниматься искусством бонсай, необходимо иметь соответствующий характер. Я сама, при всей своей огромной тяге к восточной культуре и восхищении одухотворенной красотой карликовых деревьев, вряд ли когда-нибудь решусь завести их в своем доме: терпение — увы — не принадлежит к числу моих добродетелей.
Если вы хотите заниматься бонсай, то должны быть не только хорошим садоводом, знающим закономерности развития растений, но и обладать редкой уравновешенностью, позволяющей спокойно наблюдать за тем, как медленно, год за годом, растет ваше деревце, приобретая все более совершенный облик. Помимо всего этого, вы еще обязаны быть и художником, тонко чувствующим прекрасное, поскольку сформировать действительно гармоничный бонсай невероятно сложно.
Этим, в частности, объясняется тот факт, что мастера фэн-шуй, как правило, негативно относятся к искусству бонсай. При выращивании древесных растений таким способом нарушается естественная гармония роста, что с точки зрения энергетики является отрицательным фактором.
Взамен человек должен искусственно создать новую гармонию, а это под силу очень немногим.
Вот почему порой выдаваемые за бонсай растения, предлагающиеся в продаже, вряд ли способны принести вам что-то кроме разочарования.
Однако старинные бонсай, привезенные из Японии, очень дороги, и не рекомендуются для начинающих.
Если вы решили заняться этим искусством, вам сперва предстоит стать ремесленником и накопить опыт по уходу за неприхотливым, собственноручно выращенным деревцем и только потом оттачивать свое мастерство на настоящих раритетах.
В завершение темы мне хочется привести отрывок из книги писателя Бориса Акунина (он же — известный японовед Григорий Чхартишвили): «Есть две красоты: красота радости и красота печали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы — вторую.
Потому что красота радости недолговечна, как полет бабочки.
А красота печального прочнее камня. Кто помнит о миллионах счастливых влюбленных, что мирно прожили свою жизнь, состарились и умерли?
А о трагической любви сочиняют пьесы, которые живут столетия». Мне кажется, бонсай — одно из самых ярких живых воплощений печальной красоты.
Выращивание этих карликовых деревьев не только оттачивает художественное восприятие и навыки растениевода, но и духовно обогащает человека, заставляя невольно проникать в сокровенные глубины Мироздания.